У новосибирских ректоров и проректоров в США была широкая программа, которая а именно включала знакомство с деятельностью MIT Enterprise Forum и MIT Technology Review. Делегация также посетила Harvard Innovation Lab (Гарвардская инноваторская лаборатория) и Harvard Business School (Гарвардская бизнес-школа), которые стимулируют развитие коллективной и предпринимательской деятельности.
О том, как прошла эта командировка, порталу Сибкрай.ru поведал директор Интернационального центра образования Сибирской гос геодезической академии Игорь Мусихин:
- Я в США ранее никогда не был, и ехал туда с неким скептицизмом, думая, что меня там ничем особым не удивят. Та образовательная деятельность, которая ведется в Массачусетском технологическом институте (МТИ) и в Гарварде, наверняка, не сравнима с тем, что происходит в России. Как Россия посиживает на нефтяной игле, так и российское высшее образование нацелено на оказание услуг. Когда у нас возникает демографический провал, либо еще какое-то событие, что сказывается на понижении количества студентов, у университета сходу начинаются препядствия. Или он обязан набирать слабеньких студентов, или сокращать профессорско-преподавательский состав. А в МТИ доходы от образовательной деятельности составляют всего 8-9% от общей суммы поступлений. Все другое - это доходы от научно-исследовательской деятельности, от инвестиций, работа с грантами, работа на индустрия. Эти университеты нацелены на то, чтоб развивать в собственных выпускниках конкретно исследовательский подход.
Игоря Мусихина также поразили южноамериканские кампусы. «Например, площадь МТИ составляет порядка 68 гектаров. У нас самый большой университет занимает, я думаю, менее 1,5 гектара, - выделил он. - Там чрезвычайно много библиотек для студентов, которые открыты 24 часа семь дней в недельку. Не считая того, для поддержки инноваторской деятельности город строит бизнес-инкубаторы, где человек, у которого есть восхитительная мысль, может за 100 баксов за месяц арендовать стол и заниматься своими исследованиями. Выходит, что в одном месте концентрируется много людей с увлекательными идеями. Для их часто проводятся семинары, обсуждения, дискуссии».
«Человек работает четыре-пять месяцев в этом инкубаторе, а позже представляет результаты собственных исследований на конкурс. Те идеи, которые проходят отбор, получают финансовую поддержку, - продолжил директор Интернационального центра образования СГГА. - Поначалу 30 тыщ баксов, на последующем шаге уже 100 тыщ, и так до полумиллиона баксов. Там есть попечительский совет, куда входят удачные бизнесмены и ученые. Раз за месяц члены этого совета встречаются с резидентами бизнес-инкубатора, которые говорят им, с какими трудностями они сталкиваются при реализации собственной идеи. И непременно находятся люди, которые знают, как эти задачи решить, чтоб не растрачивать излишних сил и времени».
Игорь Мусихин также отметил, что МТИ чрезвычайно плотно работает с выпускниками. Ассоциация выпускников дозволяет собрать порядка 140-150 миллионов баксов на нужды университета. Это дозволяет платить стипендии 60% студентов МТИ. А доп доходы университета, к примеру, от исследовательской деятельности, разрешают студентам уменьшить стоимость собственного обучения на 89%. «Единственное, что мне не понравилось в МТИ: у их чрезвычайно неплохой дух академизма и маленькой душок коммерции. Но, когда я возвратился в Россию и поглядел, что происходит у нас, оказалось, что тут все напротив. У нас все ориентировано на то, чтоб получить средства, и чрезвычайно слабенький дух академизма», - произнес Мусихин.
По итогам поездки в последнее время планируется провести ряд совещаний с руководящим составом вузов, на которых делегаты поделятся впечатлениями о увиденном - как, с учетом южноамериканского опыта, могут развиваться новосибирские институты. Они надеются, что эти познания понадобятся не только лишь высшим учебным заведениям, да и окажут положительное влияние на инноваторскую экосистему региона в целом.
«В первую очередь необходимо подымать вопросец о развитии дистанционного образования, - отметил Игорь Мусихин. - Думаю, у нас тут большой потенциал. Все университеты заинтересованы в том, чтоб давать высококачественное образование. Ежели на данный момент мы будем создавать открытые образовательные ресурсы, мы лишь выиграем. Во-1-х, социум Новосибирской области и остальных регионов сумеет подключиться к сиим ресурсам и полностью безвозмездно получать образовательные сервисы. Во-2-х, когда педагог работает со студентами в аудитории, возникает некоторая “семейственность” - “я и студенты”. Мы можем позднее придти либо ранее уйти, что-то выдать не в полном объеме. Ежели же мы начинаем работать по системе открытого образования, выходит “я и мир”. Это совершенно иной уровень ответственности, и почти все педагоги будут обязаны работать так, как положено, а не так, как им хочется».
По мнению Мусихина, чрезвычайно важен и контакт с выпускниками, почти все из которых работают на предприятиях городка и знают, что конкретно необходимо работодателю от будущих служащих. Эта обратная связь поможет университетам приблизить свои сервисы к потребителю. «Ну и, естественно, научно-исследовательская деятельность, - выделил он. - Это самое сложное. МТИ зарабатывает в год 3,6 млрд баксов. Я думаю, у нас самый удачный университет зарабатывает 450-500 миллионов рублей. Это несопоставимо. Отлично, что у нас есть Академгородок, где на данный момент развивается таковая же среда, как в бизнес-инкубаторах. Сотрудничая в данной для нас сфере, университеты могут серьезно продвинуться. Но вот, что мне понравилось в США, и что нет у нас - ежели в наших университетах необходимо отвечать за научно-исследовательскую деятельность, либо за ее коммерциализацию, либо за поиск инвесторов, завлекают собственных педагогов. А за рубежом на всякую такую должность приглашают специалиста-практика. В Гарварде работает человек, который занимается коммерциализацией инноваторской деятельности. Его пригласили из Силиконовой равнины, где он сиим и занимался, и у их произошел огромный прорыв. Думаю, и у нас будет вестись работа в этом направлении. У министра образования и науки региона Владимира Никонова тоже возникли определенные идеи, новое видение, как можно работать с университетами. Не попросту вкладывать в их средства, а посодействовать сделать эффективную работу».