Полярная миссия: по следам крайнего перелета "русского Линдберга"

Через один день его машинка сбилась с курса.

Она пропала кое-где в Заполярье, и в протяжении десятилетий этот полет остается одной из величайших неразгаданных загадок в истории авиации.

На данной нам недельке, спустя 70 с излишним лет опосля крайнего полета Леваневского, группа российских и американских энтузиастов вплотную приблизилась к разгадке катастрофы первого перелета транспортно-пассажирского самолета из Москвы на Аляску.

«Много годов назад я отыскал некие данные, придавшие мне убежденности в том, где конкретно нам следует находить самолет», - произнес не так давно во время интервью член Российского географического общества Юрий Сальников, организовавший эту экспедицию.

Самолет с бортовым номером Н-209 пропал через один день опосля вылета кое-где на североамериканской стороне Северного полюса. Сальников и его коллеги убеждены в том, что ключ к разгадке тайны исчезновения машинки находится в руках у аляскинских эскимосов.

«Советский Линдберг»

В первый раз русский летчик польского происхождения Леваневский стал героем заголовков иностранной прессы в 1933 году, когда принял роль в спасении знаменитого южноамериканского авиатора Джимми Маттерна (Jimmie Mattern), совершившего аварийную высадку в Сибири во время кругосветного перелета, и отвез его на Аляску. Маттерн потом вошел в состав группы американских, канадских и российских пилотов, занимавшихся поисками пропавшего русского самолета.

К 1937 году южноамериканская пресса уже заговорила о Леваневском как о «советском Линдберге» (именитый южноамериканский авиатор и исследователь Чарльз Линдберг). Частично это разъяснялось его симпатичной наружностью, энергией, белыми волосами и большими достижениями.

Полет Леваневского и его экипажа был должен стать символическим моментом в советско-американских отношениях. Он надеялся совершить выдающийся и героический перелет через Северный полюс.

«Даже отвага и страсть к приключениям в русской России обобществляются», - писала за несколько недель до намеченного полета New York Times.

В то время Русский Альянс ускоренными темпами занимался разведкой северных маршрутов, так как правительство страны стремилось к экономическому развитию Заполярья. Это был уже не 1-ый русский полет в США через полюс, но его считали беспрецедентным шагом в направлении сотворения постоянной российско-американской авиалинии, которая обязана была пройти по арктическому маршруту.

Груз самолета включал российские подарки для американцев: пушнину и 32 килограмма темной икры. Русские власти даже сделали редкий себе жест, позволив иностранной прессе находиться на аэродроме и следить за взлетом машинки Леваневского.

«Всякий раз, когда я посещал Америку, люди оказывали мне самый сердечный и дружественный прием. Я надеюсь, что этот перелет поможет укрепить добрые дела меж нашими странами», - произнес 35-летний Леваневский корреспонденту New York Times, до того как занять место в кабине.

Самолет за 30 часов беспосадочного полета был должен долететь до Фэрбенкса. Приобретенные от экипажа обрывки радиограмм указывают на то, что машинка пересекла Северный полюс и вероятнее всего едва-едва не долетела до северного побережья Аляски.

В то время агентство Associated Press докладывало о перехвате американской радиостанцией в Анкоридже сообщения с борта самолета, в каком говорилось: «Нет координат … трудности … с радиочастотой». В этом сообщении не было никаких указаний на положение машинки.

В том районе было скооперировано и проведено несколько поисковых советско-американских экспедиций, но их участники не отыскали никаких следов самолета и экипажа, в связи с чем поиски были скоро свернуты.

Три эскимоса

Год спустя священник и исследователь из Калифорнии Гомер Флинт Келлемс (Homer Flint Kellems) написал в русское посольство сообщение о 3-х юных охотниках, которые, по его убеждению, крайними лицезрели самолет Леваневского 15 августа 1937 года около мыса Оликток на Аляске.

Но письмо чрезвычайно долго шло по каналам дипломатической бюрократии, и в Москву оно попало лишь в 1939 году, когда около западных границ России уже разгоралась война. Оно осталось без ответа и долгие и длительные годы лежало в архиве МИД, пока его в 1983 году не нашел Юрий Сальников, снимавший киноленты о выдающихся российских авиаторах.

В письме говорится о «трех охотниках-инуитах с Аляски, которые никогда в жизни не лицезрели самолет. Они узрели в бинокль, как на низкой высоте летела мощная машинка, которая ударилась о воду, а потом затонула в море недалеко от островов Джонса». О этом Сальников сказал агентству РИА Новости.

В 1996 году издание The Alaska Sportsman опубликовало сообщение Келлемса о 3-х охотниках. В нем говорилось, что эскимосы поплыли на полуостров, над которым лицезрели «машину», но отыскали там лишь масляное пятно.

Один из эскимосов сказал о увиденном радисту Стэнли Моргану (Stanley Morgan) с мыса Барроу, который был уверен в том, что этот человек говорит правду.

«Работая в 1989 году в американских архивах, я отыскал радиограмму Моргана о данной нам встрече», адресованную его командованию из войск связи, поведал в интервью Сальников.

Келлемс отправился на маленьком судне на мыс Барроу и пользовался рассказом Моргана для начала собственного расследования. Его небольшой экипаж попробовал обследовать указанный участок моря, пользуясь одним лишь компасом. Но риск оказаться закованными во льдах был так велик, что они прекратили поиски, так ничего не отыскав.

Еще одна попытка

В ближайшее время исследователи с Аляски провели несколько экспедиций к предполагаемому месту крушения самолета Леваневского, но даже им удалось обследовать только малую часть этого района, произнес Сальников.

Дэвид Стоун (David Stone) и Деннис Терстон (Dennis Thurston) из Геофизического института при Институте Аляски в Фэрбенксе присоединились к российской команде в новейшей попытке отыскать пропавший самолет.

«Сейчас мы ищем деток и родственников этих 3-х эскимосов», - сказал Сальников.

Записи Моргана указывают на то, что один из этих охотников был студентом института и вел ежедневник, в каком он в тот день записал свои наблюдения. Эти записи могут оказать бесценную помощь поисковикам.

Участвующий в данной нам экспедиции канадский геофизик Бил Тума (Bil Thuma) произнес, что даже по прошествии 76 лет отдельные детали этого 17-тонного самолета (34 тонны совместно с топливом) могли сохраниться в ледяной воде.

«Если он по-прежнему там, мы должны его отыскать, - произнес он в интервью по телефону. - Это может быть, но на поиски уйдет время». Тума уже пару раз оказывал помощь в поисках пропавших самолетов.

В первый раз он принял роль в поисках самолета времен 2-ой мировой войны в 1985 году в ледниках Гренландии. Истребитель Glacier Girl, пропавший без вести в 1942 году, был найден спустя 50 лет, и опосля обнаружения его вернули.

А сейчас он в первый раз занимается поисками русского самолета.

По словам Сальникова, они надеются обследовать воды вокруг мыса Оликток, хотя времени у их не достаточно, потому что море тут скоро промерзнет и станет непроходимым для кораблей.

Организаторы экспедиции молвят, что пока ее финансирование ограничивается грантом Российского географического общества на сумму полтора миллиона рублей (около 45200 баксов) и некими личными пожертвованиями. Но этого недостаточно для обследования и сканирования всего района с помощью современных технических средств.

«Это трудно. Пригодятся три экспедиции, чтоб отыскать и поднять самолет», - произнес Тума, отметивший, что они хотят собрать доп средства в Канаде и США.

Следы русского укрывательства

Падение самолета - это не единственная загадка в истории крайнего полета Леваневского. Родственники членов экипажа и провожавшие летчиков коллеги вспоминали позже в интервью о собственных чувствах, что эти люди летят на погибель.

Русские авиаконструкторы предупреждали, что большому новенькому самолету-бомбардировщику, который был переделан в гражданскую машинку, нужен еще год испытаний и подготовки, до того как он сумеет совершить этот неповторимый перелет. Но члены Политбюро дали им всего три месяца.

Самолет сделал несколько испытательных полетов на Украину, но испытатели даже не попробовали пролететь те 6 с половиной тыщ км, что необходимо было преодолеть машине во время полета, ставшего для нее крайним.

До этого времени циркулируют неподтвержденные слухи о том, что русские органы власти выпустили только часть радиограмм с борта самолета, засекретив либо уничтожив все другое. В одной из крайних радиограмм экипажа был неизвестный код «3400», который может стать ключом к разгадке местонахождения машинки. Но никто пока не разобрался в том, что он значит.

Некие российские создатели даже выступили с предположением о том, что экипажу была поставлена особенная задачка - доставить скрытый груз из пары тонн золота.

Миссия в честь пропавших без вести

Участники сентябрьской экспедиции изучат одну из 3-х основных теорий по поводу возможного нынешнего местонахождения самолета.

В одной из первых версий крушения говорилось о том, что у машинки отказал движок, и она отклонилась от курса, направившись в сторону Якутии, что на севере России. Но экспертное общество никогда особо не поддерживало данное предположение.

Команда полярных исследователей во главе с Владимиром Чуковым, который первым отправился на поиски в Арктику в 2002 году, планирует совершить в 2014 году отдельную поездку в целях анализа теории о высадке самолета Леваневского на полуострове Элсмир в канадском арктическом архипелаге.

Шансы отыскать обломки значительны как никогда, так как усилился энтузиазм к проведению экспедиций и возросло финансирование.

«Нам принципиально не забывать этих людей… Мы очень нередко теряем из виду те жертвы, на которые они отправь ради того, чтоб мы достигли нынешнего уровня», - произнес Тума в интервью, которое он отдал в Канаде.

Александра Одинова, РИА Новости





Александр Селиверстов: Центр имени Хруничева готов продолжать сотрудничество с Южной Кореей и Индией

Африканские растения посодействуют одолеть рак