Имя бота (JAMES), расшифровывается как «Совместные деяния мультимодальных реализуемых систем» (The Joint Action in Multimodal Embodied Systems). Данный проект, финансируемый Евросоюзом, стартовал в 2011 году. Управлял работой доктор Ян де Рёйтер (Jan de Ruiter) из исследовательской группы психолингвистики в институте Билефильда (Германия). Вместе с партнёрами Фонда исследований и технологий из Мюнхена, Эдинбурга и Крита он решал делему использования бармена-робота. Инженеры работали над тем, чтоб люди доброжелательно его воспринимали.
За крайние годы было спроектировано большое количество роботов-барменов. Почти все из их очень увлекательны исходя из убеждений техники. Но, обычно, чтоб сделать у их заказ, клиенту приходилось воспользоваться сенсорным экраном либо телефоном. Настоящие гости паба не обожают усложнений и церемоний и хотят побыстрее получить в руки свою пинту. Так что неувязка хоть какого робота-бармена проста: он далёк от настоящего мира.
Такие механизмы стремятся к тому, чтоб всё было опрятно, упорядоченно и прогнозируемо. И лучше, чтоб на всех предметах и созданиях вокруг были написаны коды, которые можно просто считать. Но реальное питейное заведение - это тусклое освещение, громкая музыка и неизменные дискуссии. Что уж говорить о каких-то штрих-кодах либо наклейках!
Как отмечает де Рёйтер, совершенно не трудно спроектировать бота и обучить его смешивать напитки. Другое дело, наделить бота умением осознать, что человек желает пить и готов сделать заказ. Гости не станут возиться со сложными интерфейсами, они желают созидать бота, который заменит живого бармена. Но лишь реальный живой персонал бара может найти на глаз, кто собирается заказывать напиток, а кто нет. (Что самое приметное - они делают это, подсознательно читая язык тела, о чём ни они сами, ни гости не догадываются). Для того чтоб правильно работать с клиентами, бот должен научиться распознавать индивидуальности поведения людей. Чтоб сделать для машинки адекватные команды, спецы из института Билефильда пристально исследовали процесс заказа напитков в настоящей жизни и обрисовали свои выводы в журнальчике Frontiers of Psychology.
Для начала, они задали людям вопросец «Что вы делаете, желая заказать напиток?», на который большая часть ответило, что они заглядывают в бумажник, достают банкноту и машут рукою. Но, исследовав записи с камер наблюдения в пабах Германии и Шотландии, учёные нашли, что в среднем только один человек из 25 машет бармену рукою. Заместо этого, 90% гостей тихо стоят рядом с барной стойкой и глядят на бармена. Ежели же они не желают заказывать напиток, то принимают другую позицию - к примеру, слегка отворачиваются от бара либо принимаются говорить со своими спутниками. Проф бармены быстро обучаются выделять из толпы тех, кто вправду пришёл сделать заказ.
На данный момент группа робототехников учит Джеймса анализировать позу клиента, его движения и деяния в настоящем времени. На последующем шаге работы инженеры перепрограммируют бармена, принимая во внимания эти новейшие данные. JAMES должен научиться не обижать клиентов ошибочной назойливостью по отношению к тем, кто не хочет делать заказ, не игнорировать тех, кто желает испить. Бот также будет запоминать, кто из клиентов первым сделал заказ, чтоб не допускать неурядицы в очереди.
Усовершенствовать Джеймса техники будут до января 2014 года. Может быть, в скором времени он сумеет обсудить с клиентами крайний футбольный матч?