Космические компании США борются за российский движок

Федеральная комиссия США по торговле начала антимонопольное расследование в отношении совместного компании компаний «Локхид-Мартин» и «Боинг» United Launch Alliance (ULA), которое занимается разработкой ракетоносителей и выводом на орбиту спутников для муниципальных нужд.

Оно подозревается в том, что незаконно лишает соперников доступа к критически принципиальным комплектующим от подрядчика RD Amross, что, в свою очередь, лишает их способности всеполноценно участвовать в тендерах. О этом докладывает Reuters, в распоряжении которого попали документы Федеральной комиссии по торговле.

RD Amross - это совместное предприятие российского НПО «Энергомаш» и американской компании Pratt & Whitney Rocketdyne. 1-ая делает движки РД-180, а 2-ая поставляет их ULA для их ракет-носителей «Атлас».

По оценке американских профессионалов, эти российские движки по своим чертам являются единственной кандидатурой для томных ракетоносителей, способных выводить на орбиту южноамериканские военные, разведывательные спутники и спутники для нужд Государственного управления по аэронавтике и исследованию космического места (NASA).

ULA мешает RD Amross (и российскому НПО «Энергомаш») продавать движки РД-180 для ракет остальных производителей, в том числе для американской компании Orbital Sciences, которая пробует пробиться на прибыльный рынок пуска ракет в интересах правительства.

Компания Orbital Sciences является соперником ULA. В ней заявили, что без способности использования РД-180, единственного жидкостного ракетного мотора, нормально пригодного по своим чертам для их ракеты Antares, они лишаются способности выигрывать муниципальные тендеры и получать доступ к прибыльным заказам.

На данный момент 1-ая ступень ракеты-носителя среднего класса Antares снабжена 2-мя жидкотопливными движками Aerojet AJ-26. Эти движки представляют собой измененные движки НК-33 производства СНТК имени Кузнецова, которые также были разработаны в русское время. Их делали для сверхтяжелой ракеты Н-1, но этот двигательный проект был закрыт в 70-е годы вкупе с русской Лунной програмкой.

Таковым образом, две южноамериканские компании употребляют российские движки для собственных ракет-носителей. ULA употребляет для ракеты-носителя «Атлас» движок РД-180, собираемый НПО «Энергомаш» (Химки), а Orbital Sciences для собственной ракеты-носителя Antares (сделанной при участии украинских КБ «Южное» и «Южмаш») - российские движки НК-33, переоборудованные и переименованные в Aerojet AJ-26.

По данным Reuters, южноамериканский регулятор начал расследование из-за неудачных попыток Orbital Sciences приобрести движки РД-180 для собственной новейшей ракеты среднего класса Antares.

Orbital Sciences разработала свою ракету-носитель с российским движком для выполнения заключенного с NASА договора на доставку грузов на околоземную орбиту Сумма договора - 1,9 миллиардов баксов. До 2016 года Orbital Sciences обязана обеспечить как минимум 8 запусков Antares к МКС с грузом в интересах NASА. Antares будет выводить грузы до 7 тонн на низкие орбиты. 1-ый демо запуск ракета-носитель Antares и космический грузовой корабль Cygnus выполнил в конце апреля этого года с космодрома на о. Уоллопс (штат Вирджиния, США).

«Двигатели Aerojet AJ-26 - это неплохой и надежный движок, у которого лишь одна неувязка. Эти движки больше не выпускают. Имеющихся движков Aerojet AJ-26 компании обязано хватить для выполнения обязанностей по обеспечению договора NASA по доставке груза к МКС. Но опосля выполнения этого договора Orbital Sciences, естественно, желала бы получить новейшие заказы на коммерческие запуски. Для этого ей больше подойдет движок РД-180», - говорит газете Взор член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Юрий Караш.

Понятно, что союз ULA, который занимает господствующие позиции по предоставлению пусковых услуг, не чрезвычайно веселит перспектива возникновения соперника, добавляет эксперт.

Отраслевые специалисты Reuters считают, что Orbital Sciences нужен доступ к движкам РД-180 для ракет-носителей Antares, чтоб выжить на рынке. Orbital Sciences не собирается конкурировать с ULA в сфере пуска томных ракет, но компания желала бы стать всеполноценным игроком на рынке доставки средних грузов в космос при помощи ракет Antares. При этом для правительства такое сотрудничество было бы выгодным, потому что Antares стоит наименее 100 млн баксов.

Пресс-секретарь ULA Джессика Рай подтвердила факт ведения расследования, добавив, что компания сотрудничает с антимонопольными органами. То же самое произнесли в пресс-службе Pratt & Whitney. По словам Рай, контракты ULA на закупку движков РД-180 законны и соответствуют правилам конкуренции. В Федеральной комиссии по торговле отказались от комментариев.

Российский движок РД-180, из-за которого ссорятся южноамериканские космические компании, еще посреди 1990-х годов выиграл объявленный США тендер у 2-ух американских и одной европейской компаний.

Соглашение с Lockheed Martin предугадывает поставку в США для американских ракет-носителей Atlas в общей трудности 101 мотора РД-180 производства НПО «Энергомаш». 1-ый серийный движок РД-180 был поставлен в США 2 января 1999 года. На начало 2013 года в США было поставлено 63 мотора. В течение последующих 5 лет НПО «Энергомаш» должен поставить в США еще около 30 ракетных движков РД-180 для ракеты Atlas-5. Таковой договор был подписан в декабре 2012 года. Подписание договора дозволит предприятию получить гарантированную загрузку производственных мощностей, отмечали в НПО «Энергомаш».

РД-180 спроектирован на базе мотора РД-170, используемого на ракетах-носителях (РН) «Энергия» и «Зенит». В отличие от четырехкамерного РД-170 движок РД-180 имеет две камеры сгорания и новейший турбонасосный агрегат наименьшей мощности, приводимый в действие одним газогенератором. Тяга РД-180 составляет 400 тонн. Полная сборка РД-180 осуществляется на «Энергомаше». Камеры сгорания поставляются в Химки из Самары, особые стали - из Челябинска. Технологический цикл сборки 1-го мотора составляет в среднем до 16 месяцев.





Российские оружейники сделали автомат для стрельбы под водой

Около 7,4 миллиона германцев мучаются расстройством сна