Современному рынку энергетических напитков меньше 20 лет, но его продукты уже стали частью сомнительной традиции американских запатентованных медпрепаратов. Мы постоянно питали слабость к чудодейственным эликсирам и снадобьям, которые обещают нам здоровье и жизненную энергию, но сейчас мы предпочитаем получать лекарства в круглосуточных магазинах, а не в передвижных театрах. Говоря о энергетических напитках в целом, стоит отметить, что в их состав заходит маленькое количество кофеина и мегадозы маркетинга и псевдонауки. И хотя за крайние два десятилетия этот рынок пережил стремительный рост, повышение числа смертей, предположительно связанных с употреблением энергетических напитков, расследование Комиссии по контролю за лекарствами и продуктами питания, также тревожный тон публичных настроений свидетельствуют о том, что медовый месяц подошел к концу. Но необходимо ли нам начинать волноваться?
С момента возникновения на рынке энергетических напитков их употребление постоянно связывалось с идеей воодушевления и бунта. Давая сиим напиткам наименования «Monster», «Rockstar» и «Cocaine», их производители пробуют заинтриговать ими людей, которые обожают опасность. По слухам, личная компания Red Bull растрачивает около 40% собственных доходов на маркетинг, в том числе спонсирует соревнования в экстремальных видах спорта, также такие зрелищные мероприятия как прыжок с парашютом Феликса Баумгартнера (Felix Baumgartner), который он сделал с высоты практически 4 тыщи метров. Тогда представители компании заявляли, что прыжок Баумгартнера в бездну был суровой миссией, призванной расширить границы человечьих познаний, но, как и почти все другое в промышленности энергетических напитков, главной целью этого мероприятия была его зрелищность.
И, по всей видимости, эта стратегия работает. С момента появления компании Red Bull в 1997 году рынок энергетических напитков суровым образом вырос. Невзирая на стоимость этих напитков, их производители вели достаточно оживленный бизнес в период экономического кризиса: с 2008 по 2012 год рынок вырос на 60%. Сейчас промышленность энергетических напитков оценивается в 12,5 млрд баксов, при всем этом в ней доминируют всего три большие компании: на долю Red Bull приходится 42% рынка, на долю Monster - 37%, а на долю Rockstar - 11%. В категории энергетиков фаворитные позиции занимает компания 5-Hour Energy, на долю которой приходится 90% рынка. Лишь в США Red Bull реализует наиболее 1,5 млрд банок раз в год. По оценкам профессионалов компании Monster, с 2002 года в мире было продано 8 млрд банок этого энергетического напитка.
Но в ближнем будущем ситуация может коренным образом поменяться. В осеннюю пору 2012 года Комиссия по контролю за лекарствами и продуктами питания заявила о том, что она ведет расследование серии смертей, предположительно вызванных употреблением энергетических напитков. С 2004 по 2012 год в Комиссию поступило 5 докладов о смертях, которые, может быть, соединены с употреблением Monster Energy, и 13 сообщений о смертях, возможно, вызванных употреблением 5-Hour Energy. За эти доклады ухватились сенаторы Дик Дурбин (Dick Durbin) и Ричард Блументаль (Richard Blumenthal), которые длительное время настаивали на том, чтоб Комиссия занялась энергетическими напитками. Сначала 2013 года против энергетических напитков высказалась Южноамериканская академия педиатрии, которая призывала к тому, чтоб запретить детям их употреблять. Может быть, в скором времени даже суды выскажут свое мировоззрение по этому поводу. В декабре 2011 года 14-летняя женщина из штата Мэриленд по имени Анаис Фурнье (Anais Fournier), выпивавшая по две банки Monster Energy каждые 24 часа, скончалась в итоге остановки сердца. Предки девушки подали на компанию Monster Energy в трибунал.
Независимо от того, какие нормы будут установлены и какие решения будут вынесены судами, стоит нам начинать беспокоиться? В состав большинства энергетических напитков заходит нечто большее, чем просто вода, сахар, кофеин и консистенция витаминов, аминокислот и фармацевтических травок. Энергия значит калории, и большая часть энергетических напитков содержит огромное количество калорий, но, по словам Майкла Джейкобсона (Michael Jacobson) из Научного центра защиты публичных интересов (Center for Science in the Public Interests), «это не то, чем они обожают хвастаться». Энерго напитки продают как «практичные средства», которые предположительно придают силы и усиливают концентрацию. Так как кофеин содействует повышению концентрации, по мнению Джейкобсона, такое заявление можно именовать частично обоснованным.
Итак, сколько в энергетических напитках кофеина? На рынке есть энергетики, в порции которых содержится до 500 миллиграммов кофеина (это приблизительно в 5 раз больше, чем в 150-граммовой чашечке сваренного кофе), но вы навряд ли отыщите их в местном магазинчике за углом. Подобные напитки с очень высочайшим содержанием кофеина составляют очень незначимую долю рынка и часто продаются далековато не везде. Ведущие компании-производители стараются делать так, чтоб уровень кофеина в их напитках не превосходил уровень его содержания в кофе, продаваемом в кофейнях. В Starbucks в большой порции кофе объемом в 470 мл содержится 330 миллиграммов кофеина, в Rockstar в порции кофе того же размера - 160 миллиграммов. В банке Red Bull объемом 250 мл по сути содержится всего 80 миллиграммов кофеина. В банке Coke Classic объемом 330 мл - 35 миллиграммов.
В том, что энерго напитки могут взбодрить, также в том, что они имеют побочные эффекты, нет ничего загадочного: все дело в кофеине. В больших дозах кофеин дает побочные эффекты, знакомые каждому, кто злоупотребляет кофе: тремор, стрессовость, тошнота и бессонница. Члены Американской ассоциации производителей напитков, торговой группы, объединяющей производителей энергетических и остальных неалкогольных напитков, сознательно предостерегают против потребления содержащих кофеин напитков детками, беременными дамами и людьми, чувствительными к кофеину.
Но существует несколько причин, которые мешают потребителю оценить действие энергетических напитков. Комиссия по контролю за лекарствами и продуктами питания ограничивает содержание кофеина в газированных напитках 71 миллиграммом на банку объемом в 350 мл, но эти ограничения не распространяются на энерго напитки. Производители безалкогольных напитков должны указывать содержание кофеина на этикетках, но на напитки, продаваемые как диетические добавки - а конкретно к данной категории относится большая часть фаворитных энергетических напитков - это правило не распространяется. Наиболее того, не стоит неоспоримо верить этикетке: в докладе, не так давно размещенном в Consumer Reports, говорится, что в 5 из 16 энергетических напитков содержалось по последней мере на 20% больше кофеина, чем было заявлено на упаковке.
Как нам относиться к смертям тех людей? Их не стоит считать недвусмысленным предупреждением, как кто-то может помыслить. Доклады о смертях этих людей основаны на докладах из Системы отчетов о побочных эффектах Комиссии по контролю за лекарствами и продуктами питания. Такие доклады может составить кто угодно, и они совсем не являются подтверждением того, что тот либо другой продукт стал предпосылкой заболевания либо погибели. Беря во внимание то, что энерго напитки продаются миллионами банок, полностью естественно, что кто-то может чисто случаем умереть либо пережить приступ опосля их потребления. Комиссия старается выслеживать все подобные отчеты, но власти неких штатов запрещают этому агентству собирать информацию, касающуюся побочных явлений. Наиболее того, компании, которые продают свою продукцию как диетические добавки, должны докладывать Комиссии обо всех суровых побочных эффектах, но для компаний, которые продают свою продукцию как безалкогольные напитки, это необязательно. Опосля того как Комиссия заявила, что она будет расследовать погибели 5 человек, предположительно связанные с употреблением Monster, компания Monster Energy объявила, что она переводит свою продукцию в разряд безалкогольных напитков.
В получившем широкую огласку отчете Сети оповещения о злоупотреблении наркотиками (Drug Abuse Warning Network), 1-го из проектов Управления службы исцеления наркотической зависимости и психологических расстройств (Substance Abuse and Mental Health Services Administration), говорится, что число обращений в отделения скорой помощи, связанных с употреблением энергетических напитков, удвоилось с 2007 по 2011 год - с 10068 до 20783 случаев. Этот отчет представляет собой еще наиболее достоверный источник инфы, чем непроверенные доклады о побочных эффектах: поставщик мед услуг должен указывать, что конкретно употребление энергетических напитков само по себе либо в совокупы с иными веществами повлекло за собой обращение за мед помощью. В отличие от докладов Комиссии по контролю за лекарствами и продуктами питания, которые поступают лишь тогда, когда кому-то захочется их выслать либо когда компания решает, что она по закону должна это сделать, в отчете Сети оповещения отражены все обращения за мед помощью, связанные с употреблением энергетиков.
Тем более, в этом отчете не указываются симптомы, с которыми пациенты обращаются в отделения скорой помощи, также то, скольким из их потребовалась перевозка в клинику. В нем также не указывается число пациентов, страдающих болезнями, повышающими чувствительность к кофеину. Наиболее того, в нем также не учитывается тот факт, что люди, употребляющие энерго напитки, может быть, несколько наиболее склонны к рискованным поступкам - в собственной рекламной стратегии производители этих напитков с самого начала делали ставку конкретно на это качество потребителей.
Независимо от того, как небезопасны энерго напитки, Комиссия по контролю за лекарствами и продуктами питания обязана закрыть лазейку с диетическими добавками и востребовать, чтоб все производители указывали содержание кофеина на упаковках. Возможно, стоит также ввести ограничения на содержание кофеина в банке того либо другого напитка, как это сделали в Канаде. Так как в состав энергетических напитков заходит кофеин, его наибольшая доза обязана быть привязана к остальным популярным продуктам с высочайшим содержанием кофеина, таковым как кофе либо кофеиновые пилюли.
В целом, энерго напитки, ежели ими не злоупотреблять, безопасны для большинства людей. Обычно, в их много калорий и кофеина, но они приносят не больше вреда, чем большая часть фаворитных напитков на базе кофе. Основная загадка заключается в том, почему люди продолжают пить приторный Extra Strength 5-hour Energy по 3 бакса за банку, ежели они могут получить такую же дозу кофеина из пилюли NoDoz, которая стоит несколько пенсов, запив ее чем-нибудь вкусным и при всем этом к тому же сэкономив.